10:47 

"Веселые ребята"

Доктор Критик

История возникновения звукового кино в СССР была весьма специфической: Эйзенштейн разрабатывал свою теорию звукозрительного контрапункта, лагерь кинематографистов разделился на тех, кто принимал звук в кино, и кто категорически этому противился; потребовалась переорганизация пространства и кинодраматургии – и, естественно, там, где появляется звук, там вскоре должна появиться и музыка (как это произошло в своё время с «Певцом джаза»).
30-е годы двадцатого века вообще время крайне музыкальное: именно это время является первым расцветом индустрии американских киномюзиклов (театральных тоже и даже в большей степени, но речь сейчас идёт именно о кино), получают свое особенное распространение джаз и блюз, в кино начинают появляться такие композиторы, как Шостакович и Исаак Дунаевский – последний как раз и написал музыку к первому советскому киномюзиклу, «Веселые ребята», возникшим примерно в это же время, начало 30-х годов.
И нет ничего странного в той популярности, которую заслужил этот фильм после своего выхода в прокат: несмотря на откровенное подражание американским мюзиклам (в сценарии, идее, постановке, даже в организации хора и кордебалета), «Веселые ребята» оказались на удивление своевременным, патриотичным (что было очень важно для цензуры) и позитивным фильмом (что было важно для всех прочих: ведь у нас была, по сути, та же Великая Депрессия, косившая американское население, а люди так же нуждались в фильмах, позволявших им морально отдохнуть от жизненных проблем и настроить на светлый жизнеутверждающий лад, и «Веселые ребята» давали это людям). Кажется, именно в ней, в абсолютно несерьезной киноленте воплотились все нововведения того времени: звук, музыка (разумеется, тогда уже выпускались звуковые фильмы, и уже не в маленьком количестве, но немое кино продолжалось слабо держаться за свои позиции; а уж о выпуске цельного музыкального фильма и речи не было), мультипликационные вставки (опять же, мультипликация в тридцатых годах откровением не была, но до Александрова ещё никто в СССР не совмещал её с кино) – и да, это был первый фильм, в котором появилась первая же советская кинозвезда Любовь Орлова, до неё ни в России, ни в СССР практики «кинозвезд» не существовало, даже несмотря на бешеную популярность отдельных актеров вроде Веры Холодной, Веры Каралли, Ивана Мозжухина и прочих.
«Веселые ребята» являются убедительным примером фильма, который именно благодаря простоте сюжета (что может быть элементарнее комедийной музыкальной истории любви и процветания двух «золушек»?), бесконечной музыкальности мелодий (и вообще их наличия, тем более когда музыку к фильму писал сам Дунаевский) и умеренной лести тогдашнему политическому строю (чтобы не вызвать законного негодования тех, кто мог бы справедливо возмутиться этим копированием западных образцов музыкальных фильмов) смог стать абсолютным хитом своего времени, и – более того! – остаться в памяти людей по сей день, хотя уж сейчас-то никаких проблем с прослушиванием и просмотром американских музыкальных фильмов не стоит. То, что многие снобы от кинематографа назвали бы «попсой» и «пошлостью», было поначалу всенародным хитом, а затем стало классикой. Вероятно, не всё то, что популярно, является признаком плохого вкуса…

@темы: Советское кино, Мюзиклы, Музыкальные фильмы, Комедии, 30-е, 1934, Черно-белое кино

URL
   

Докторское заключение

главная