Доктор Критик

Надо признать, автор оригинального романа "Молчание моря", Веркор, знал, кому доверять экранизацию. Есть такое распространенное мнение, что Жан-Пьер Мельвилль снял свой фильм, не получив согласие автора - это чушь: получил, пусть и совсем не сразу, да к тому же с требованием, которое могло бы запросто обрушить всю его карьеру - Веркор сказал режиссёру, что, если полученный фильм понарвится ему и определенному кругу лиц, которым писатель доверял, тогда экранизацию можно будет нести в народ. Вот потом Мельвилль уже набегался с полученным творением по кинотеатрам Парижа: и дело было не только в том, что репертуар был уже расчерчен, но и в провокативном содержании самого фильма.
А что в нём, собственно, такого было?
В уединенном домике живут французский писатель и его племянница - строгая девушка с высокой прической. В один не очень радостный день именно их дом немцы выбирают в качестве приюта одного из своих офицеров - не очень красивого и не очень молодого мужчины, с богатым прошлым, редкой музыкальной одаренностью и тонкой душевной организации. Каждый вечер он, тактично и немного стесняясь владельцев дома, разделяет их молчаливую компанию; только, в отличие от них, он не молчит - напротив, 2/3 фильма составляют его монологи, рассказы о прошлом, о возможной дружбе Германии с Францией, о том, как он ненавидит войну...
Ну то есть не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, почему директора кинотеатров настороженно относились к этой картине. В послевоенное время. Когда ни о каком хорошем отношении к немцам не могло быть и речи. Нет, фильм в итоге выпустили в прокат, да вот только в одном кинотеатре, но сам факт - содержание и основная мысль этой картины были слишком провокационными и экстремальными для французов той эпохи.
А ведь всего-то - этот фильм нельзя воспринимать именно как конкретную военную драму. Нет, она, конечно, повествует о Второй Мировой, но это не история конкретных людей - это притча. Притча о том, что все мы, на самом деле, люди - обиженные, разозленные, хорошие, плохие, бунтующие, заискивающие - люди. Вот немец - человек, выброшенный в ситуацию, которая ему не подходит: он не военный, он музыкант, он не хочет разрушать Францию, он хочет с ней дружить - и он старается оправдать свой народ хотя бы своим примером. Вот французская семья - они абсолютно беспомощны; в их силах только достойно молчать врагу, не идя с ним ни на какие контакты, это всё, что они сейчас могут - и что может их несчастная страна...
Помимо того, что этот фильм играет на тонких и психологически-выверенных линиях, он ещё и удивительно поэтичен сам по себе. В нём особенно сильно заметно влияние поэтического реализма, который не столь давно прошёл во Франции. Да, его уже сместил более актуальный стиль эпохи, близкий к итальянскому неореализму, но тем не менее - каждый кадр "Молчания" дышит уже ушедшей французской поэзией, легкой, снежной и удивительно красивой...

Даже интересно после этого посмотреть, каким же получился римейк 2004 года.

@темы: Черно-белое кино, Французское кино, Персональная рекомендация Доктора, Европейское кино, Драмы, Военные фильмы, 40-е, 1949, Экранизации