23:20 

"Орда"

Доктор Критик

Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами! © А.Блок, "Скифы"


Даже если бы "Орда" не удалась как фильм с идейной точки зрения, её бы очень спасла визуальная подача материала - и в данном случае я говорю не только о таких банальных вещах, как операторская работа, невероятный и прекрасный монтаж, но в большей степени об эстетики фильма вообще. В этом и состоит главная заслуга Андрея Прошкина как режиссёра и Сергея Февралева, Натальи Ивановой и Людмилы Илюткиной как художников: им удалось уловить дух Великой Орды этого страшного для неё периода, передать с помощью реквизита, специфических мизансцен и камеры её колорит. Ради этого можно простить некоторые неточности в отображении быта ордынцев, их экипировки, обрядов и прочего - тем более что такие ошибки не просто естественны, но и неизбежны: ведь сведений об Орде сохранилось не так уж и много, а те, что есть, разрозненны и неполны.
Можно заметить, что "Орда" во многом перекликается... нет, не с "Царем", как указывает Кинопоиском - что вы, вовсе нет, в этом фильме немного иная проблематика, хотя и проклятый вопрос веры и цареизбранничества тоже поставлен. Нет, это "Иван Грозный" Эйзенштейна и немножко - пушкинский "Борис Годунов". Та же самая полифоничность в композиции кинопроизведения, тот же самый роковой вопрос о проблеме власти, тот же самый кровавый разгул людей, наделенных реальной властью... Да, это не "Царь", где акценты были расставлены несколько иначе, в больше степени на соотнесение царя как Бога (а жестокость - лишь необходимость, сопровождающая возомнившего себя Богом; чтобы получить необходимые любовь и послушание, нужно применить к народу ужас и жестокость, потому что, по мнению царя в лунгинской интерпретации, именно из этого и растёт настоящая верноподанность и любовь к своему царю-Богу). Тут же идёт другая история: да, что хан, что ханша жестоки, но жестоки совсем по-другому. Богоизбранничество играет здесь куда меньшую роль, большую - простое осознание собственной силы и необходимость подтверждать её. Они жестоки к захваченным им княжествам просто потому, что они их новые хозяева, а хороший хозяин всегда должен демонстрировать свою силу, чтобы его власть не только не ставилась под сомнения, но и не была опрокинута ради свободы.
Хотя, конечно, главный герой фильма - не только ханша Тайдула, но и - наверное, даже чуть в большей степени - митрополит Алексий.
Однако тут есть определенная вариативность: благодаря тому, что фильм полифоничен в своем изложении и старается продемонстрировать жизнь Орды максимально со всех возможных сторон, то зритель может сконцентрировать свое внимание на любой из предложенных линий, благо, все они абсолютно равноправны и одинаково важны.
В остальном - не стоит удивляться обилию премий, полученных "Ордой": мало того, что это в принципе очень красивый и интересный фильм, так он ещё и очень внятный; идеи, которые в нём подаются, не радуют оригинальностью, но и смотрятся не слишком банальными и раздражающими. Во многом это благодаря прекрасному сценарию - впрочем, кто бы сомневался: вряд ли найдётся человек, усомнившийся в таланте Юрия Арабова, даже если ему не нравятся фильмы "Фауст" или "Молох".
Отдельно надо бы отметить про историзм "Орды": несмотря на то, что "Орда" вроде бы как и принадлежит жанру исторического кино, он как раз-таки не очень историчен, так как для создателей было куда важнее передать общую атмосферу заката Великой Орды, а не воссоздать с документальной точностью картину эпохи. Это не хроники и даже не реконструкция, так что претензии к "Орде" в плане историчности кажутся мне несколько бессмысленными.
Тем более, что в целом-то фильм просто хороший. Сильный и хороший.

@темы: Современное кино, Российское кино, Историческое кино, 2011

URL
Комментарии
2013-02-11 в 23:49 

Близнечный Миф
я не веселый. у меня истерика. падение подобно полету, но только ближе конечная цель
Мне Орда тоже понравилась. Хотя бы из-за антуража, из-за красивых людей-ордынцев, из-за представления того мальчика-фокусника, из-за шаманства над Тайдулой, в конце концов. Но еще больше - из-за страстей Алексия. Как его испытывала судьба, как он сам себя испытывал. Действительно показан человек, верующий искренне, от всего сердца. И вот эта тема "ну что тебе стоит сотворить чудо?" тоже хороша. Вообще вот это вот ожидание непременного героического чуда, с одной стороны, и укрепление в собственной вере с каждым новым испытанием, с другой стороны, можно назвать отличительной самобытной чертой русских фильмов, которые не стремятся пародировать западные фильмы. сюда же можно отнести фильм Остров того же Лунгина, только по мне там слишком много зауми, а фильм Орда он еще интересен как приключенчески-исторический фильм и там, к счастью, не только бесконечные проповеди о боге и святости. Мне кажется, что если развивать русский кинемотограф, то как раз в этом направлении - немного историко-приключенского сюжета, немного этнической культуры, но без клюквы, и немного особенной русской веры.
Единственное, что меня напрягло в фильме - концовка. Открытые финалы, когда хочется задать вопрос - и что? и зачем ты мне сейчас это рассказал? создают впечатление какой-то незаконченности и какой-то обманутости. то есть. если бы закончили фильм просто тем, как присягой новому хану - то было бы ок. а вот эта текстовая вставка - позже этого хана тоже убили, обозначив закат орды... такое ощущение, как будто у режиссера кончились силы снимать фильм и он решил закончить фильм текстом из сценария, типа - ну вот здесь еще должны были быть вот такие сцены, ну вы сами придумайте, как они должны выглядеть.

2013-02-12 в 18:27 

Доктор Критик
Остров того же Лунгина, только по мне там слишком много зауми
Зауми много? Ну не знаю, фильм, конечно, не из легких, но не заумный же Оо

Мне не показалось это минусом. Ты хотела бы смотреть ещё десять часов кина, раскрывающих падение Орды?

URL
     

Докторское заключение

главная