Доктор Критик

Подумай, насколько более привлекательным кажется любовник по сравнению с супругом. Люди изменяют из-за множества причин: скуки, похоти, потому что не понимают свою лучшую половину, потому что их супруг не желает понимать их. От любовницы никто не ждет, чтобы она была более привлекательной, или очень умной, или лучше подходила тебе. ©

В общем, если говорить совсем грубо, есть несколько типов фильмов про измены. Сначала они делятся на те, для которых супружеская измена - это основной конфликт, и на те, где такая история идёт лейтмотивом. Потом, если мы решили, что обозреваемый нами фильм подходит к первой категории, то нужно уточнить, в каком свете там представлена измена: комедийном или драматическом. Далее - что явилось её мотивацией - многим покажется, что это очень сложно, но на самом деле не так: либо измена происходит с человеком, которого главный герой любит, либо нет. В смысле, не любит.
И в случае с фильмом "Кого хочу я больше" мы встречаемся именно с такими отношениями.
На самом деле мне представляется удивительным, что кто-то видит в этом фильме историю любви, преодолевающей препятствия, потому что о любви там речи не идёт - даже в названии, хотя казалось бы. Анна - молодая и успешная женщина, с чудесным кудрявым мужем, которая, тем не менее, чувствует, что тянется к чему-то большему - например, к бармену Доминику. И первые сорок минут происходят какие-то события, преднамеренный секс и отсутствие оного у Анны с мужем (хотя он вроде бы как не против, так что барьер стоит только со стороны жены).
Понимаете, в чем дело... нет ничего плохого в том, что кто-то решил пойти налево из-за проблем с сексом. Ну ни капельки. Это на самом деле очень важная тема в семейных отношениях, и, если потребности партнеров не совпадают, то это катастрофа, хотя сами партнёры будут оправдывать возникшую холодность друг к другу иными причинами. Но проблема в том, что Анна не слишком-то хорошо понимает, что она хочет. Да, конечно, это центральная идея фильма - муки выбора, страх разбить сердце хорошему человеку и при этом какие-то чувства к другому... Но, во-первых, она в итоге так и ничего не выбирает, даже в самом конце фильма, когда она убегает и уезжает неизвестно куда. Это не решение проблемы, это страх перед ней! И даже до этого момента она не то чтобы выбирает альтернативу - она даже не размышляет над этим, полностью поддаваясь своему инстинкту и сиюминутным порывам. Можно же было решить проблему хоть как-то: можно было проявить героизм и уйти к любимому человеку, можно - не травмировать никого и остаться со своим мужем... Даже можно было бы просто бегать на сторону, как она и делала всё время; да, это низко и некрасиво, но тоже хоть какой-то выбор. Она же не делает ничего, хотя периодически плачет... о чём-то - причины всякий раз иные, порой диаметрально противоположные друг другу.
Но это было бы не так страшно (в конце концов, у Анны Карениной и Бовари были схожие проблемы), если бы не было злополучного "во-вторых", которое бы заключалось в том, что любви в этом фильме попросту нет. Вообще. Ни к кому.
Да, на сороковой минуте Доминик признается Анне, что любит её, и затем несколько раз повторяет то же самое. Но эти слова остаются замершими в воздухе, потому что они в итоге никак не реализуются; да, он настроен куда более решительно, чем она, но при этом он продолжает тратить на неё семейный бюджет и избегает прямого разговора со своей женой, от которой у него, между прочим, двое детей. Она же вообще обитает в какой-то прострации и о любви почти не говорит; да что уж там, в конце концов главными её претензиями к мужу были слова... что-то вроде "Ты помнишь, когда мы в последний раз занимались сексом?". Заметьте, не любовью! Она ни о чем не разговаривала с Домиником за все полтора часа, она не знает, что он за человек, какой у него характер - и с ним ситуация аналогичная.
И в итоге создается странная картина: история с невнятной моралью, рассказывающая о двух конченых лжецах, чьи любовные интересы не заходят дальше секса и псевдо-дерзкой поездкой в Египет. Где, в принципе, они занимались тем же самым, что и у себя дома.
Окей, можно было бы подумать, что для Анны секс - это способ зачать долгожданное дитя, о котором тоже говорится довольно много... да, если бы она не пила всё это время контрацептивы, что с одним, что с другим.
Что мы должны были почерпнуть из этой истории? Что надо слушаться своё сердце и выбирать того, кого любишь? Но здесь нет никакой любви. Это не страсть Анны Карениной к Вронскому, не мучительное и почти забытое чувство Тани к Онегину - это жажда найти подходящего любовника, чей темперамент отвечал бы запросам, и всё.
Или, может, ну их, эти сиюминутные страсти, и умный и хороший мужчина куда важнее человека, тратящего на тебя те деньги, которые должны были пойти на покупки для пятилетней дочки? Но ведь она в итоге к нему не возвращается. Точнее, может, и возвращается, но, поскольку финал открытый, мы не знаем этого наверняка. К тому же она испытывает к мужу... да непонятно, что она к нему испытывает на самом деле. Во всяком случае, Анна и ему о любви ничего не говорила.
Или это просто история, как оно бывает на этом свете? Ну, блин, чтобы увидеть такие истории, мне достаточно выйти из квартиры и пойти в бар - наверняка там будет хотя бы одна хнычущая тетка, которая жалуется подруге, что любовник,сволочь такая, не может приехать к ней на выходных, а муж даёт мало денег. Мне для этого в кино ходить не обязательно... да какое кино, такая история не стоит и места на компьютере.

К достоинствам ленты следовало бы отметить хороший актёрский состав (особенно приятно поразил выбор актрисы на роль Анны: это и хорошо, что дама не выглядит слишком красиво или гламурно - она симпатичная, но так же, как симпатичен самый обычный человек, браво Альбе Рорвакер) и неплохую операторскую работу - очень выразительны цветовое решение фильма и манера съемки. Еврпоейское кино, к сожалению, в последнее время пристрастилось к фестивальной манере съемки (то есть когда все мутное, серое, и как будто только сейчас вытащенное из канала "Культура"), а тут - приятное отличие. Впрочем, испанцы...

@темы: Драмы, Европейское кино, Мелодрамы, Современное кино, 2012