Доктор Критик

...Камса был мрачен, не хлопал в ладоши и не прославлял Кришну. Камса негодовал из-за того, что трубы и барабаны громко славят победу Кришны; он был удручен тем, что его лучшие борцы погибли, а остальные разбежались. Камса велел, чтобы музыканты немедленно прекратили играть, а затем отдал такое приказание: "Повелеваю сейчас же изгнать обоих сыновей Васудевы из Матхуры. У пастухов, что пришли с Ними, отнять все сколько-нибудь ценное. Махараджу Нанду тотчас же схватить и убить за коварство. Следует немедленно покарать и злодея Васудеву. Что до моего отца, Уграсены, который всегда поступал вопреки моей воле и поддерживал моих врагов, его тоже следует предать смерти". © Шри Шримад Бхактивенданта Свами Прабхупада, "Источник вечного наслаждения".


Выбор цитаты был неслучаен: именно этот отрывок из сочинения главы кришнаитского движения наиболее полно и точно характеризует сюжет, развязку, основную идею данного кина... да и вообще монолог главного героя в конце не сильно отличается от слов царя Камсы.
Собственно, "Темная лошадка" (перевод не совсем точный, но оригинальное название столь шедеврально, что его не стоит мусолить лишний раз) - это такой триллер с замахом на трагедию в духе Гамлета: обилие сюжетных линий, предательница-мать, ключевой вопрос "Быть или не быть", невероятное количество контекстов и конфликтов - социальные, экономические, психологические, межличностные, семейные... Ну и, конечно же, главный герой, раздираемый противоречиями и горящий желанием отомстить. Правда, в отличие от Гамлета, он не действует в произведении активно, благородно передавая право героя-репортёра всем прочим персонажам, коих тут сто пицот, не меньше - однако именно его прозвище (почти имя!) легло в название фильма...
Это, конечно, Болливуд во всей своей красе. Но не спешите радоваться, фанаты жанра: это не весёлый и радующий своей неверистичностью Болливуд - это морализаторский, занудный, душераздирающий, трагичный и максимально серьезный Болливуд, демонстрирующий зрителю все пороки высшего общества и плохих людей. Вообще Болливуду не идёт быть серьезным: хорошо, что лет пять назад они это поняли, и перестали претендовать на серьезность в своих фильмах (и надо уточнить: я имею в виду не индийское кино вообще, а именно болливудское, то самое, которому по незнанию приписывают весь индийский кинематограф). Но до того были периодические попытки снимать кино "со страстями Теннесси Уильямса", и получалось это примерно так же глупо, как и у легендарного Томми Вайсо. И "Темная лошадка" тому доказательство: он занудный, неравномерный, претенциозный, неумело драматичный... Сложно сказать, какой из этих недостатков не относится ко всем прочим болливудским фильмам, но у них есть та самая веселая трэшовость и общая забавность, которая и позволяет зрителю наплевать на невероятный хронометраж, идиотский сценарий и чрезмерно экспрессивную игру актёров. У "Темной лошадки" этого нет, зато есть неубедительная попытка показаться неосведомленному зрителю шекспировской трагедией, что у неё, разумеется, не получается.
Хотя, надо отдать фильму должное, тут есть целых одна отличная актриса: то ли Навнит Нишан настолько хорошо играет, то ли её персонаж так сильно похож на королеву Гертруду, но в итоге лично я сочувствовала только ей - да, конечно, сценаристы изрядно постарались над тем, чтобы изобразить её персонажа исчадием Ада, но всё-таки многое привлекает в этой чертовски умной женщине. Наверное, всё-таки отличная актёрская игра.

@темы: Музыкальные фильмы, Мелодрамы, Криминал, Индийское кино, Драмы, 2001, 00-е, Триллеры