17:24 

"Легенда"

Доктор Критик

Лучшее фэнтези написано на языке мечты. Оно такое же живое, как мечта, реальнее, чем сама реальность… по крайней мере, на миг, долгий волшебный миг перед тем, как мы проснёмся. © Джордж Мартин


Перед тем, как приступить к рецензированию самого фильма, в начале придётся обозначить своё отношение к жанру фэнтази. Лично я не так уж часто видела достойных представителей жанра - и это говорит человек, чей подростковый возраст пришёлся на начало двухтысячных, когда фэнтази было везде. Питер Джексон снимал "Властелина колец", появился "Гарри Поттер" и орды пародий и переосмыслений, чуть позже, ближе к концу десятилетия, ум молодежи завоевали "Сумерки"... Да что уж там, даже сейчас фэнтази представляет собой один из ведущих жанров в мировой культуре. Достаточно посмотреть на популярные франшизы, в том числе и русские, чтобы в этом убедиться (Макс Фрай, Громыко, Лукьяненко, Белянин, Панов, Сыромятникова, Перумов, Рудазов, братья Олди... тысячи их, тысячи!). Да, фэнтази потеряло чистоту жанра, и в концентрированном виде встречается редко, но тем не менее - этот жанр существует, и он живее всех живых. И будет жить дальше, пока человечество не устанет от бесконечного технического прорыва, позволяющего более достоверно передавать волшебство на экране, не тратясь на аниматронику.
Однако это не означает, что сейчас идёт отрицание классического фэнтази; напротив, это один из немногих жанров, к классике которого отношение бесспорно положительное, без всякого отрицания заслуг и попытке "переиграть" заложенные каноны.
И фильм "Легенда" - один из таких примеров.
Первое, что буквально бросается в глаза при просмотре - это невероятная красота каждого кадра. И дело не только в роскошных декорациях и великолепных костюмах, речь идёт также и о структуре кадра, его композиции, движении камеры, создающим иллюзию со-причастности зрителя, без всякого отстранения от содержания. Собственно, именно операторская работа делает "Легенду" похожей на ожившую книгу: фильм выглядит одновременно оригинальным и красочно-иллюстративным, подробно воспроизводящим колорит сказочного мира и при этом не стараясь слишком выхолостить картинку и сделать опрятным повествование (а ведь именно это порой портит экранизации фэнтази: не нужно забывать, что фильм не должен просто копировать сюжет книги и то визуальное, что в ней описано, иначе тогда он будет всего лишь серией оживших иллюстраций к произведению и не более того). "Легенда" по-настоящему красива и, несмотря на свою сказочность, очень правдоподобна: хорошо, что я посмотрела этот фильм в сознательном возрасте, а то - я уверена, что ребёнком бы непременно испугалась сцены у людоеда... и это не в минус фильму, нет! Истории иногда должны быть пугающими, чтобы максимально точно передать заложенную в них идею, и временный страх - не такая уж и большая плата за эстетическое восхищение и осознание новой, необдуманной доселе мудрости, которая, как известно, у каждого своя.
Что интересно, это единственный фильм на моей памяти, удачно сочетающий фольклорные мотивы и христианские истины - и да, я полагаю, что Толкиен - это всё-таки не совсем то. У него, конечно, тоже сказочная вселенная и абсолютно христианская история, но это смотрится менее сказочно, чем тут - и да, я понимаю, что этим заявлением подписываю свой приговор на пару сотню минусов и возмущений; что ж, я готова к этому шагу. Причем это не постмодернистская игра с эпохами, пространствами и культурными единицами - это именно органичное цельное произведение, сочетающее в себе историю о грехопадении, эльфийский народец, образ Повелителя Тьмы, напрямую отсылающего к образу дьявола, и абсолютно сказочную историю о последнем единороге. Чудесно.
На фоне всего вышеописанного актёров как-то даже неудобно хвалить, потому что в данном случае это обозначало залить их медоточием и сладкоречностью, но я всё же попытаюсь. Главные герои в исполнении милого щербатого Тома Круза и очаровательной Мии Сары выглядят естественно и приятно, даром что поначалу они ведут себя как довольно эгоистичные подростки - уверена почти на сто процентов, что в современном фильме эти дети безумно бы раздражали. Совершенно поражена ролью Давида Беннента - пожалуй, это один из лучших, если не лучший, образ эльфа в мировом кинематографе: Пак одновременно положительный и жестокий, бескорыстный и по-детски вспыльчивый и неуправляемый... Нет, правда, я не вспомню других подобных представителей Народца с Холмов - кроме, пожалуй, Джексонов из "Цены молока", но и то они не эльфы... Ну и, конечно, Тим Карри - бесподобный, харизматичный, трагичный, ужасающий, импозантный, величественный... и всё это - один персонаж, злодей! Который действительно ужасает, а не является простой эксплуатацией харизматичного образа! Ах, Тим Карри, Вы умудряетесь сделать привлекательным даже самого Повелителя Тьмы, как у Вас это получается, как?!
А ведь ещё несправедливо не затронуты исполнители ролей гномов и гоблинов, людоедов и фей... Да, их много, и не у всех из этих персонажей есть хотя бы имя, но они такие достоверные и живые, что, будь в Оскаре номинация на роль пятостепенного плана, статуэтку пришлось бы дробить на двадцать штук - чтобы вручить её каждому из актёров "Легенды".

Эх, умели же в восьмидесятые снимать прекрасные фантастические картины, а.

@темы: Сказка, Приключения, Персональная рекомендация Доктора, Европейское кино, Голливудское кино, 80-е, 1985, Фэнтези

URL
Комментарии
2013-08-03 в 18:33 

Леммивинкс, Король Хомячков
Научишься добру благодаря бобру (с) Филипп Танский
Олди - всё-таки не братья, хоть и соавторы. ^^;;
Ура! Ты это написала! И как отлично написала. *__* Перечитал сейчас свои впечатления пару лет назад - как я и вспоминал, сумбур вместо записи. А ты всё изложила точно и чудесно красноречиво! *__* :hlop:

2013-08-03 в 18:37 

Доктор Критик
Тьфу, с Олдями - мой ляп. Ща исправлю.

Уруру :3

URL
2013-08-04 в 09:54 

На-самом-деле-Гость
В четверг - лиловый носок. С шариком внутри. ©
Смотрела этот фильм в разных версиях, неизменно восхищает. Какую/какие смотрели Вы?
Спасибо, что упомянули Давида Беннента. Меня его игра приводит в неописуемый восторг.
И ещё мне очень нравится сцена танца с платьем, которую скопировали в "Зеркальной маске".
И эпизод с влюблённой феей, который скопировали в "Крюке".

2013-08-04 в 14:04 

Доктор Критик
На-самом-деле-Гость ...а их много? ._. Уж извини, была не в курсе...
Ну дык ещё бы. Я, на самом деле, была поражена тем, что это тот же актёр, который чуть ранее играл в "Жестяном барабане". Вот уж диапазон-то какой.
Да, красивые сцены ^^

URL
2013-08-04 в 14:16 

На-самом-деле-Гость
В четверг - лиловый носок. С шариком внутри. ©
Доктор Критик, да. По одной версии в конце герой Беннента приращивает рог единорогу, по другой - тот единорог умер окончательно, зато самка в конце появляется с жеребёнком (чёрным), по третьей - ничего из перечисленного, только все магические создания появляются в конце на дальнем плане и ручками Джеку машут. И ещё какие-то различия по ходу повествования, как мне кажется, были, но не вспомню. И звуковых сопровождения два разных: попсовые песни не помню, какой группы, и просто красивая симфоническая музыка. У этого фильма, кмк, больше версий, чем у пресловутого "Бегущего по лезвию".
А "Жестяной барабан" - да! Пусть не досмотрела до конца, но какой же актёр!

2013-08-06 в 02:11 

Доктор Критик
На-самом-деле-Гость, оу. Спасибо, не знала!
А мне пришлось, мы на паре смотрели х_х

URL
2013-08-06 в 04:11 

На-самом-деле-Гость
В четверг - лиловый носок. С шариком внутри. ©
Доктор Критик, так какую версию Вы видели?)

2013-08-08 в 09:47 

OksVin
Salut, c'est encore moi...
А я о таком фильме даже не слышала... надо будет посмотреть. Люблю фэнтезийные картины.

2013-08-19 в 12:44 

Доктор Критик
Посмотри, он великолепен.

URL
     

Докторское заключение

главная