Доктор Критик

Дело не в словах, а в тишине. © Дон Делилло, "Космополис"


Давайте я дам ряд произвольных слов, а вы попытаетесь связать это в один, хотя бы более-менее сносный фильм, окей? К сожалению, я поняла, что лучшего способа описать эту стилистическую и смысловую мешанину, чем просто перечислить её составляющие, я не найду - недостаточно ни опыта, ни знания кинематографа такого типа (да и нелюбовь к нему сказывается, но это уже не тот аргумент, которым было бы прилично апеллировать). Согласны? Тогда поехали.
Итак, составляющие коктейля "Космополис" 2012 года - это:
Кроненберг (режиссёр таких культовых фильмов, как "Бешеная", "Выводок", "Муха", "Обед нагишом" и другие);
литературный первоисточник - антиутопический философский роуд-муви про человеческое одиночество, социальные проблемы и ущербность любой человеческой души;
Роберт Паттинсон, который... ну, просто Роберт Паттинсон;
россыпь замечательных актёров старшего поколения;
и полтора часа хронометража.
Вроде всё вместе смотрится со стороны не так уж плохо, но постоянно преследует ощущение, что что-то здесь лишнее; может быть, режиссёр не тот? В философском начале Кроненбергу не откажешь, а уж мизантропия его фильмов вполне способна конкурировать с пессимизмом Аронофски... но это не тот человек, который должен снимать притчу, связанную не с подсознанием и человеческой психологией, а с банальным классовым и финансовым вопросом. То есть такое чисто теоретически возможно, но тогда нужен совсем другой материал - менее размеренный, более резкий, шокирующий и, мягко говоря, рейтинговый.
Выходит, плох сам роман? Нет, "Космополис" хорош: на любителя, коим я не являюсь, но это неплохой представитель антиутопических притч про капитализм и ему противостоящих. Да, он не совсем, как бы сказали театроведы, "сценичный" материал, но и не такой уж невозможный в постановке. Просто им должен заниматься совсем другой человек и желательно - с другим актёром.
Что, Паттинсон плох? Ну... да, он плох. Есть тенденция не любить Кристен Стюарт из того же самого проклятого богами фильма, но, честно говоря, потенциала у неё будет побольше - девочка ещё до этого фильма неплохо себя показала в роли Джоан Джетт и в фильме "В диких условиях". Да ещё и после весьма достойно сыграла в экранизации культового романа Керуака... Что же касаемо Паттинсона - ну, он растиражированный, но, видит Бог, это не тот актёр, который способен выходить за пределы своего амплуа. И "Космополис" это наглядно демонстрирует: верить, что этот мило хмурящийся мальчик, изображающий, судя по всему, полено, а не живого человека, на самом деле один из самых юных преуспевающих миллиардеров, человек всесокрушающего авторитета и невероятной мужской привлекательности... Ненене. Нене. Не. С тем же успехом на эту роль можно было поставить и Джастина Бибера - они, возможно, даже и привлекательны (наверное, не знаю, не мне судить), но они просто привлекательны не по-мужски. Паттинсон не смотрится взрослым человеком - да даже в "Сумерках", где ему свыше ста лет, он играет семнадцатилетнего парня! Тут просто нужен более взрослый человек - не обязательно красивый, но просто взрослый... и хотя бы харизматичный.
И на фоне главного героя присутствие Жюльетт Бинош, Кевина Дюрана, Пола Джаматти и прочих смотрится ну как-то совсем грустно: они-то к своим ролям подошли как влитые, как будто именно такими и родились, и ничего им играть не надо. Блестящая, замечательная актёрская игра... растворяющая в невменяемо длинном для такого фильма хронометраже.
То есть для самой экранизации хронометраж нормален: в принципе, "Космополис" вполне реально уложить в полтора часа и не потерять никакой существенной сюжетной линии. Но, повторюсь, этим должен заниматься человек, который умеет ставить философские антиутопические роуд-муви, не теряя при этом ни напряжения, ни смысла. Иначе получится то, что получилось: невнятная каша из разговоров, бесконечных сцен секса, ссор, увенчанная внезапной вишенкой развязки. Которая катарсиса, тем не менее, не приносит, отчасти из-за нарушенной композиции (ты просто не успеваешь эмоционально раскрутиться к моменту развязки), отчасти - из-за странных режиссёрских акцентов: по идее, зрителю должны были показать жалость антагониста на фоне главного героя, показать, что бедные люди, убивающие богатых, не являются по своей сути Робин Гудами, что всё это миф, и людям просто всегда надо кого-то ненавидеть, особенно если он богаче и авторитетней... Всё это верно, но только когда ты смотришь на экран, видишь несчастного униженного парня, которого чисто по-человечески жалко, и видишь эту презрительно ухмыляющуюся рожу, считающую себя поводырём всея человечества, хочется крикнуть прям в экран "Да убей ты его наконец!".
вот так. Вроде бы, со стороны этот коктейль кажется вполне пристойным, а попробуешь - и бокал длинный, и сочетание ингридиентов сомнительное, и вообще за стойкой не бармен, а бариста... И всё впечатление пропало.

@темы: Триллеры, Современное кино, Европейское кино, Драмы, Антиутопии, Авторское кино, 2012, Экранизации