15:53 

"Кино ХХ века": "Аккатоне"

Доктор Критик
В подарок Your sweet sister Paranoia. :heart:


Зови меня Аккатоне! Витторио на свете много, а Аккатоне - всего один! ©


Об "Аккатоне" много не говорят. Мало, конечно, тоже - всё-таки это не тот дебют, который обречён оставаться в памяти зрителей как первый блин; но много тоже не говорят. Когда речь заходит о Пазолини, то вспоминают его другие фильмы - "Евангелие от Матфея", "Царь Эдип", "Мама Рома"... "Аккатоне" воспринимается больше как талантливый дебют гениального режиссёра, этакий разогрев перед грядущим прыжком, и не мне говорить, насколько неверен такой подход.
Также, вопреки сложившемуся стереотипу, "Аккатоне" - не чисто социальный памфлет о нравах общества. Конечно, есть соблазн воспринимать историю безответственного негодяя Аккатоне как нравоучительную историю о целом социальном классе таких вот послевоенных бездельников, наживающихся на чужом (в случае Аккатоне - женском) труде, и что таких исправит лишь могила... да и то не всякая. То, насколько разнопланово представлены низшие слои итальянского общества пятидесятых, тоже способствует желанию трактовать всё максимально однозначно - тут тебе и несчастные проститутки, и честные работающие крестьяне, и агрессивно-бездельный пролетариат... Целая галерея ярких портретов, наглядно иллюстрирующих тот или иной социальный класс - и Аккатоне-бездельник, бравирующий тем, кто он есть и как живёт. Ну правда же, всё весьма конкретно и однозначно!
А с другой стороны - это всё-таки Пазолини. Это самый христианский режиссёр из существующих, не только напрямую прибегающий к христианской символике, но и подтекстно раскрывая тот или иной библейский сюжет в бытовых, как казалось бы, фильмах. Да, социуму в его творениях отводится много места, особенно в "Аккатоне", но при этом мало какой фильм обходится без христианской догматики и символики, даже если сюжет взят из античности.
"Аккатоне" - это не только боль за потерянных послевоенных людей, не только демонстрация неприглядного нищенского существования (которое Пазолини ничуть не идеализирует - это же неореализм, ни о какой идеализации жизни простого народа не может быть и речи), не только боль за невозможность и нежелание способных к работе людей вести честную жизнь. Это также история о не вернувшемся блудном сыне, о невозможности добродетели исправить этот мир (и даже отдельно взятого человека), о безнадежности страданий за кого-то - ведь даже если они осознают величину твоего подвига, светлости твоей души, то совсем не факт, что жизнь из них не выбьет этого знания, или же они сами от него не отрекутся. Несмотря на выразительную, потрясающую сцену видений Аккатоне, ни о каком искуплении, ни о каком катарсисе речи не идёт; добрая Стелла и так простит его, а Аккатоне... Аккатоне уже своё получил, и погиб точно так же, как и жил - пытаясь убежать от ответственности.
Но, как ни странно, "Аккатоне" лишен флера обреченности, которым сопровождаются почти все современные фильмы. Несмотря на сюжет, тематику, идею фильма, - он всё равно даёт надежду. Мы всё знаем про этих людей и точно знаем, как они закончат свою жизнь, но это не депрессивная констатация обреченности, это что-то... иное, роднящее грязного и нищего "Аккатоне" с притчей. Возможно, у самих героев нет никакого будущего, но у зрителей фильма оно точно есть; и возможно, оно сложится как-то по-другому, станет немного лучше, если просто вовремя задасться вопросами, поставленными в фильме...

Воистину, "Аккатоне" - один из лучших дебютных фильмов в истории кинематографа.

@темы: Итальянское кино, Европейское кино, Драмы, 60-е, 1961, Классика кино

URL
   

Докторское заключение

главная