Доктор Критик
В знак приветствия Сумрачная Немецкая Искорка :heart:


Были татары, были поляки, а вот теперь
Иго другое нашу Россию душит, как зверь... © Светлана Копылова


Есть такие фильмы в истории кинематографа, которые тесно связаны со своим десятилетием или же со связанными с их выходом на экран событиями. Зачастую эти два факта дополняют друг друга, и сложности, с которыми сталкивается съемочная группа при выпуске или съемке картины, обусловлены именно временем; то, что будет чествоваться и прославляться в 1987, в 1967 подвергается жесткой цензуре или вовсе откладывается на "полку".
Такая судьба ждала киноальманах "Начало неведомого века". Он был снят именно в те годы, которые и требовали подобных работ (пусть даже они и подвергались цензуре), и был в итоге выпущен именно именно тогда, когда его могли оценить по достоинству... но, к сожалению, при этом "Начало неведомого века", в отличие от "Истории Аси Клячиной" и других близких по тематике фильмов, не вышел за пределы 1967 и 1987 годов.
Почему так вышло? Сложно ответить. Несмотря на то, что поставленные каждым из двух сохранившихся эпизолов вопросов актуальны и по сей день, они, тем не менее, имеют привязку к конкретным порокам эпохи - отображаемой и действительной. Конечно, это не вина ни Ларисы Шепитько, ни Смирнова, и вообще все претензии к литературному материалу... разумеется. Но всё-таки надо учитывать, что, несмотря на максимальное следование сюжету рассказов Олеши и Платонова, они всё-таки иные и по настроению, и по расставлению акцентов. Нет, новеллы не получились хуже первоисточников, но они оказались слишком в контексте конца шестидесятых, когда вопросы о судьбе страны и её людей оказались довлеющими над остальными. Когда из всех представленных в рассказах проблем были выбраны именно те, за которые в итоге альманах на полку и поставили - и это не плохо. Но насколько необходимо это сейчас, людям, заваленным кинематогром Германа и Михалкова, получающим такое бесчисленное количество информации, "раскрывающей тайны" СССР... Просто уже нечего обнажать, нечего раскрывать, нет больше таких "тайн" и "пороков" СССР, про которых бы зрителю заботливо не сообщали - ещё с 1986 года, когда проводился 5-й съезд советских кинематографистов. Это для 1967 года было шоком, а для 1987-го - контатацией прогнилости системы, но зритель 2013 года уже не столь впечатлителен и заинтересован в этом вопросе...
Впрочем, "Начало неведомого века" - просто очень хороший фильм, что новелла "Ангел", что "Родина электричества"; и воспринимать его должно как просто хороший фильм, снятый людьми, страстно влюбленными в историю своей страны. По крайней мере, пока в нём вновь не появится потребность.

@темы: Черно-белое кино, Советское кино, Драмы, Антология, 60-е, 1967, Экранизации