01:10 

"Неделя Жоржа Мельеса": "В царстве фей"

Доктор Критик
Итак, по мотивам прошедшего первого занятия в Киноклубе объявляется неделя Жоржа Мельеса. В течении этиой недели я буду выкладывать свои рецензии-впечатления от просмотренных фильмов.
Погнали!


Ты не пугайся: остров полон звуков —
И шелеста, и шепота, и пенья;
Они приятны, нет от них вреда. © Уильям Шекспир, "Буря"


Довольно любопытен тот факт, что именно такой человек, как Жорж Мельес, перевёл кинематограф в сферу художественной компетентности, расширил его потенциал как вида искусства, и первым показал, что можно сделать с помощью киноаппарата: перенестись в сказочный мир, увидеть все самое невероятное и при этом безбожно правдоподобное... Как мудро заметил в одной из своих рецензий Андре Бретон, нет большой разницы между реакцией зрителей на "Прибытие поезда" Люмьера и "Путешествием на Луну" Мельеса. Безумие, творившееся на премьерном показе первого фильма, лишь подготовка к эпидемии кинематографа Жоржа Мельеса, чьи фильмы будут расходиться многотысячными копиями по всему миру...
А ведь, если подумать, по сути, его работы являются прямыми предками абсолютно типичными эпических боевиков и гигантских фэнтези-вселенных, и нигде это не показано настолько ярко, как "В царстве фей". Являясь переосмыслением знаменитой театральной феерии "Лань в лесу", "В царстве фей" демонстрируют всё то, чем будет славиться жанр фэнтези в наши дни: фантастическая (особенно по тем временам) красота декораций и костюмов, умопомрачительные (на тот момент) спецэффекты, многослойный, но при этом архетипически простой сюжет, с похищением прекрасной дамы и преодолением препятствий... Да, это фэнтези в чистом виде: из этого фильма растут ноги у "Легенды", "Властелина колец" и многих других сказочных эпопей. Произошло изменение в облике фильма, но и только: да, теперь мы можем ловить крупные планы, перемещать камеру, снимать при любой погоде и в любом месте, у нас больше возможностей для создания спецэфффектов... Но всё-таки, несмотря на то, что "магия" фей в мельесовской киноленте выглядит порой невероятно театральной и комичной, невозможно не восхищаться находчивостью, креативностью и постановочным гением прекраснейшего из французов: конечно, вряд ли "В царстве фей" вызовет какой-либо другой интерес, помимо чисто синефильского, но это никак не мешает ей оставаться одним из лучших произведений лучшего человека своего времени. И то что сейчас безбожно устарело, тогда вызывало эффект сродни эпическим полотнам Майкла Бэя - к слову, как бы кощунственно, возможно, это не звучало, но у Мельеса с ним много общего, как минимум в подаче сюжета и отношении к кинематографу...
Искусство всегда изначально намного проще, чем считают академики и киноведы; до философского размаха "Я обвиняю" Абеля Ганса ещё шестнадцать лет, а пока - это всего лишь ярмарочное развлечение, превращенное (с помощью, опять-таки, одного талантливого французского иллюзиониста Мельеса) в настоящее произведение. И "В царстве фей" тому отличное доказательство.

@темы: 1903, Европейское кино, Классика кино, Немое кино, Приключения, Французское кино, Фэнтези

URL
Комментарии
2013-10-29 в 03:49 

Близнечный Миф
я не веселый. у меня истерика. падение подобно полету, но только ближе конечная цель
Мельес вообще такой "уютный" режиссер. Его фильмы, как сказки перед сном. Смотришь и как будто слышишь голос мамы или бабушки, которая читает тебе историю, а в голове у тебя картинки - вот точно такие же, как у него в фильмах. Сюреалистичные фильмы. При том, что хорошо именно оттого, что фантастичность в его фильмах пока еще такая... грубоватая, без вылизанных, как сегодня, спецэффектов. Понятно, что тогда не было технологий, но думаю, что Мельес и сам намеренно создавал всю эту театральность, опять же - это возвращает в детство, когда возьмешь палку в руку и вот тебе самолет или машинка или что угодно. Эта такая трогательная наивность и фантастическая игра воображения. Ну и еще. Мельес напоминает дон Кихота - навыдумывает себе сказочных миров и точно сам в них живет. Все эти фокусы его, все эти восхитительные "исчезновения" людей. Сказка вообще восхитительный жанр. По ним можно снимать бесконечное количество фильмов, и тема эта никогда не надоест. Можно и сейчас в этом убедиться, когда полно фильмов и сериалов на сказочную тему, только вот создатели все больше стремятся передать содержание сказки, но чтобы при этом все было "как в реальном мире" и переводят восхитительный мир сказки на рельсы довольно пошлых социальных драм и чего-то там еще, злобнодневного. В то время как сказки Мельеса сохраняют свою самобытность и какой-то внутренний задор что ли.

Единственное, что лично меня напрягает - раскрашенная пленка. Я понимаю, что хотелось передать цвет сказки, чтобы как на картинках книжках, но не знаю почему раскрашенная пленка чисто на физическом уровне вызывает неприятное чувство. Это как старые комиксы 60-х годов. Их читать просто невозможно - сразу начинает болеть голова. Но это чисто технически.

2013-11-03 в 01:46 

Доктор Критик
Близнечный Миф, уютный?! Ну не знаю... как по мне, он очень мистичный и вместе с тем масштабный. То есть все то, что не слишком уютно.

URL
   

Докторское заключение

главная