16:18 

"Неделя Жоржа Мельеса": "Галлюцинации барона Мюнхаузена"

Доктор Критик

Люди бы бежали друг от друга, если бы видели один другого в полнейшей откровенности. ©


Говоря о заслугах Мельеса, в первую очередь следует затрагивать не сюжетно-драматургическую сторону его работ (хотя, безусловно, его новаторство в этой сфере очевидно: несмотря на то, что ещё до его появления в кино существовали сюжетные фильмы, именно он сделал их более полифоническими и, соответственно, драматическими). Нет, в первую очередь Мельес - первооткрыватель в области монтажа и эффектов в кино - что не удивительно, если вспоминать его биографию: человек, который хочет донести до зрителя своё мастерство как фокусника и иллюзиониста через экран, в любом случае должен быть талантливым мастером спецэффектов. Тут на ум приходит легендарное "Путешествие на Луну", "В стране фей", "Завоевание Полюса" и другие, более масштабные и сюжетные картины, но у них у всех, помимо отличной постановки и причудливых монтажных фокусов есть и сюжет.
А что же "Галлюцинации барона Мюнхаузена"?
Ну... это галлюцинации барона Мюнхаузена. В целом, они могли бы быть галлюцинациями кого угодно, любого более-менее известного литературного персонажа, потому что эти видения не имеют никакого отношения к произведению Распэ. Просто главный герой слишком весело проводит время на вечеринке, его относят в спальню, и там он видит настоящие чудеса: всевозможных мифологических дам, бесов, драконов, летающих людей - и так далее, и тому подобное. Потом барон просыпается, видит себя в зеркале побитым и помятым, и страшно расстраивается. Вот и весь нехитрый сказ о галлюцинациях самого честного из честнейших выдумщиков.
Разумеется, такой фильм не должен был создаваться ради сюжета; драматургии в нём меньше, чем даже в нехитрой "В стране фей". Это искренняя честная буффонада, с падениями, виртуозными превращениями, смешным тряпичным драконом, ненавязчивыми домогательствами барона к мифологическим барышням и и прочим незатейливым весельем, так радовавшим сердце зрителя в 1911 году. Возможно, это зрелище могло бы показаться несколько скучноватым, потому что, как ни странно, набор гэгов весьма ограничен, но это искупают чудеса монтажа, который по тем временам создавал иллюзию настоящей сказки. и условность происходящего, делая мелькающее перед зрителем действие, с одной стороны, реалистичным, с другой - театральным и сказочным. В принципе, именно то, что, по идее, и должен делать кинематограф такого типа.
Конечно, этот фильм менее значителен, чем другие работы Мельеса, но именно в нём со всей полнотой раскрываются все те приёмы, которые затем будут использовать другие, более современные режиссёры; и, честно говоря, "Клетка" Тарсена выглядит куда менее естественной и похожей на сон, чем эта короткометражка 1911 года.

@темы: 10-е, 1911, Авангардное кино, Авторское кино, Европейское кино, Комедии, Фантастика, Французское кино, Фэнтези

URL
   

Докторское заключение

главная