Доктор Критик

Не стоит смотреть на фантастику свысока — особенно на такую, настоящую; есть вещи, которые только оттуда и узнаешь. ©


Вот, наконец, и то, ради чего и затевалась неделя Жоржа Мельеса; фильм, являющийся визитной карточкой и венцом творчества Мельеса. Это тот самый прародитель современных блокбастеров, точка отсчета, с которой кино действительно началось как искусство, а не как очередной аттракцион. Да, все ещё рано говорить о сверхзадаче, подтексте и прочем, но можно - о художественности и переходе балаганного зрелища на качественно новый уровень. Это уже не просто документалистика, своей "оживленностью" шокирующая ярмарочного зрителя, но уже полноценное произведение искусство; пусть наивное и не слишком глубокое, но все-таки.
Итак, неизвестное фантастическое будущее - кстати, я удивлена, что критики так легко поверили в то, что это адаптация произведения Жюль Верна: ведь ни черта общего, ни черта же!... Кхм. Фантастическое будущее, в котором астрономы, похожие на волшебников, на очередном научном заседании приняли решение полететь на Луну. Благодаря несомненной помощи полуголых красивых женщин (коих в фильме очень много: ну как, полуголых, для нас-то они даже вполне пристойно одеты, а вот в рамках 1902 года...), им удается собрать ракету и отправиться-таки в это захватывающее путешествие. Пролетая мимо обязательных для творчества Мельеса созвездий, они сажают ракету прямо в самый глаз Луны, и попадают в непонятное, фантастическое пространство: грот, целиком и полностью заполненный гигантскими грибами! Но радость первооткрывателей нарушает нападение непонятных чертей, не слишком обрадованных появлением чужаков на своей территории...
Да, возможно, история звучит глупо, но, с другой стороны, достаточно вспомнить современные сюжеты блокбастеров, чтобы понять, что современное кино не так уж далеко ушло от мельесовских фантазий. Школьники сражаются с древнегреческими титанами! Бывший военный превращается в синего котика на планете Долины Папоротников! Родственники попарно сражаются в гигантском роботе против чудовищных драконов-инопланетян, выплывающих из Тихого Океана! Девочка в психушке представляет себя танцовщицей в борделе, сражающейся против паровых роботов-нацистов!
...и так далее, и тому подобное. На фоне этого история про ученых и полуголых девиц, сражающихся на Луне с чертями, выглядит не столь нелепо.
Но в первую очередь, "Путешествие на Луну" очень кинематографичен: несмотря на естественное техническое несовершенство того времени, уже в рамках этого фильма Мельес привлекает внимание зрителя не только сложным монтажом и спецэффектами, но и попыткой создать многоплановость, построить ракурс - насколько это вообще было возможно... Да, сильно чувствуется то, что мельес - очень театральный режиссёр, причем в духе раннего Мейрхольда: пространство не слишком углубляется внутрь, герои ходят в основном по первому плану... и вообще это больше похоже на экранизацию дорогого спектакля, нежели на фильм как таковой.
Но всё это совершенно не портит "Путешествие на Луну"; напротив, делает фильм ещё более очаровательным, креативным и выразительным. Неудивительно, что именно этот фильм считается лучшим в фильмографии Мельеса, даже обходя такие замечательные шедевры, как "Завоевание полюса" и "В стране фей"...

@темы: 1902, Авторское кино, Боевики, Европейское кино, Классика кино, Приключения, Фантастика, Французское кино, Фэнтези, Черно-белое кино, Экшн