Доктор Критик

Оставь нас, гордый человек!
Мы дики; нет у нас законов,
Мы не терзаем, не казним —
Не нужно крови нам и стонов —
Но жить с убийцей не хотим…


"Драма в таборе подмосковных цыган" - первый фильм начинающего кинодеятеля Ханжонкова и, считайте, один из первых представителей жанра неореализм. Это, конечно, шутка, но в целом он идеально соответствует характеристикам жанра: непрофессиональные актёры, натурные съемки, реалистическое отображение социальных низов, накладывающееся на отношенческую драму... Конечно, фильм отечественный, а не итальянский, и снят в 1908 году, но тем не менее довольно любопытно замечать такие жанровые сходства.
Потому что в остальном об этом фильме ничего сказать нельзя. Он был первый у Ханжонкова, снят с настоящими цыганами, которые чертовски боялись камеры и шугались от неё, и за основу взята поэма Пушкина. Всё. Что же касаемо художественных особенностей ленты, то их нет, и без предварительного прочтения сюжета понять ничего нельзя понять: это выглядит как куча людей, бегающих на среднем плане. Драматургия, конечно, присутствует, но композиция, постановка... без этого всего сюжет просто не срабатывает. Можно, конечно, сказать, что это всего лишь 1908-й, один из первых отечественных опытов... но, знаете, к этому времени фильмы с более-менее неплохой постановкой не были в новинку. Так что это слабое оправдание...
Но, тем не менее, не самый плохой старт для отечественного кинематографа в целом и Ханжонкова в частности. По крайней мере, эта лента любопытна хотя бы из синефильского интереса.

@темы: Черно-белое кино, Российское кино, Драмы, 1908