Настоящая, а не книжная Франция — такая же скучная, прозаическая страна, как все страны на свете; её обитатели больше всего интересуются не любовью, приключениями и мистикой, а налогами, недвижимостью и ценами на бензин. ©
В прошлой рецензии речь шла о шестидесятых в представлении режиссёров семидесятых; интересно, а как же шестидесятники воспринимали сами себя?
Собственно, этому и посвящен фильм Криса Маркера "Прекрасный май".
Конечно, французы не американцы, и шестидесятые в Старом и Новом Свете протекали абсолютно по-разному, поэтому сравнение с упомянутыми в начале "Приключениями кота Фрица", возможно, покажется неравноценным, но ведь речь в этих обоих фильмах идёт об одном и том же. Да, на разных континентах, да, сняты эти работы в разное время, не говоря уж о том, что разными людьми, но - всё равно это шестидесятые, одно из самых неоднозначных и богатых на события десятилетий.
Как ни парадоксально, но «Прекрасный май» вряд ли можно назвать документальным фильмом: в основе документального фильма лежит проблема, какой-то вопрос, который фильм должен решить, а тут этого нет. Да, режиссёр и вся съемочная группа интересует мнением прохожих о войне в Алжире, но это не становится краеугольной темой этого киноисследования. Политика занимает в жизни парижан примерно столько же места, сколько она занимает в реальной жизни, и даже чуть меньше; в остальное время люди живут, влюбляются, гуляют по улицам города, ведут быт, ходят на свидания, мирятся, ругаются, говорят на волнующие темы, на не волнующие, обсуждают личные вопросы, вопросы общественные, едят в ресторане или дома, работают или предаются беззаботному бездельничанью… Это французские шестидесятые, когда серьезные социальные проблемы идут бок-о-бок с юношеской, почти инфантильной легкомысленностью и жизнеутверждающим позитивом. Даже странно думать, что через каких-то семь лет всё станет куда депрессивнее, безрадостнее и саркастичнее, и, более того, что всё это будет в рамках единого художественного течения — «новой волны»…
А пока — режиссёр открыто недоумевает общественной позиции парижан, сами парижане обсуждают жизнь и политику, серьезно насуплены или радуются личным победам и достижениям. Собственно, как и теперь.
Есть вещи, которые не меняются с годами. В частности, чудесная музыка Ива Монтана, ненавязчиво подводящая итоги всему фильму.