Правосудие не гарантирует, что накажет преступника, оно гарантирует, что кто-то заплатит за преступление. ©
Седов - очень хороший адвокат, которому не повезло проводить свою практику в самый разгар "ежовщины". Человек, ни разу не запятнавший свою профессиональную честь, немного колеблется, когда некие женщины просят именно его спасти от несправедливого расстрела своих мужей. Колеблется он, впрочем, не потому, что он такой трус, вовсе нет, а потому, что дело это мутное и местное начальство явно недовольно энтузиазмом столичного адвоката...
Разумеется, такой фильм не мог выйти в другое время. Должно быть, потому он так малоизвестен: мало ли снималось в перестроечное время картин про кошмар 30-х, несправедливость судебной системы и страдания рабочего класса? Да одно "Покаяние" чего стоит, а ведь оно не намного старше "Защитника Седова", всего на каких-то два года. И, в принципе, "Защитник Седов" эксплуатирует те же самые паттерны, которые использовались тогда и активно юзаются сейчас: конечно, фильм Цымбала лишён популизма Алексея Германа и в целом куда более сдержан и объективен, но это не отменяет ни чрезмерной эмоциональности, ни этических манипуляций, пусть даже допустимых в рамках произведения искусства.
Но делает ли это "Защитника Седова" плохой картиной? Вовсе нет.
Как и любое настоящее произведение искусства, "Защитник Седов" не зажат в рамках самого себя; по сути, это один из немногих тогда вышедших фильмов, которые можно трактовать не только как прямую критику сталинского режима. Да, действие происходит в 30-е, прям во времена "ежовщины", но дело не только в этом. Проблема - она, как водится, куда глубже: различие между требованиями Конституции и реальным положением вещей никуда не делись ни в восьмидесятых, ни в двухтысчных. И разве сейчас не стоит вопрос о цене героизма и правосудия? Разве исчезла несправедливость, необоснованность наказания, разве не актуален вопрос о необходимости смертной казни? И что, в самом деле героизм, жажда справедливости и добрые намерения не приводят к другому, более жестокому финалу?...
Нет, никуда всё это не исчезло. По-прежнему судебная система выносит несправедливые или неравноценные приговоры, по-прежнему искреннее желание помочь людям может привести к шокирующим последствиям, и жернова истории никогда не остановится, потому что таков её ход. И неважно, в какой именно исторический период происходит нечто подобное: перефразируя Махатму Ганди, какая разница, во имя чего происходят гонения и случаются несчастья - во благо тоталитарного режима или во имя либеральной демократии...
Ко всему прочему, "Защитник Седов" очень хорошо поставлен и снят, а этим может похвастаться далеко не всякая перестроечная картина. Игровой материал соединен с документальным, реализм - с условностью, а объективные и сухие средние планы - с эмоциональными крупными. Композиция почти всех кадров максимально проста и лаконична, оттого съемки выглядят особенно выразительными - и это при минимуме затраченных средств. Довольно любопытно, что почти все кинематографические приёмы, использованные в "Защитнике Седове" строятся на идее контраста - будь то выбор чёрно-белой плёнки, сочетание разных масштабов в одном кадре или же смена ритма...
"Защитник Седов" - один из ярчайших фильмов перестройки, и чертовски жаль, что он не столь популярен, как менее удачная картины этого периода: уж "Защитник"-то заслуживает внимания зрителей.