
Перед тем, как приступить к непосредственно рецензированию фильма, следует хотя бы немного обозначить свою позицию по поводу гомоэротичных драм и мелодрам. Несмотря на многообразие коллизий, сюжетов, типажей и прочих составляющих, жанр гомоэротичной драмы оказывается не таким уж и раскрытым, и лишь в последние годы его потенциал начинают потихоньку развивать. Дело в том, что в подобных фильмах слишком много проблем гомосексуализма и слишком много драмы, но почти нет ничего другого. Разумеется, это легко объяснимо, но всё равно не слишком обнадеживающе: по сути, сюжет большинства таких мелодрам укладывается в банальное противостояние главных героев как с собственной сексуальностью, так и с обществом, сопровождаемое незатейливым месседжем "мы на самом деле такие же, как вы". Это очень правильная мысль, конечно, но, как и любая правильная мысль, при миллионном повторении она становится прописной истиной - особенно если она не разбавляется какими-нибудь другими проблемами. Разумеется, в любом произведении есть конкретный центральный конфликт, но ведь, помимо него, есть и второстепенные конфликты, и дополнительные сюжетные линии, каждая из которых - со своей идеей, "подводные течения", подтекст... Всё это отдаётся в угоду благой идеи, превращающейся из крика о помощи в модное беспомощное нытье о жестоком обществе и непонятых возлюбленных.
Так вот, всё вышеперечисленное ни в коем разе не относится к "Дикому тростнику".
Разумеется, история отношений между двумя мальчиками (хотя, скорее, юношами) является центральной и сюжетообразующей линией; каждый из них не знает, как принять свою собственную сексуальность и страшно от этого мучается - каждый по своему: один бесконечно повторяет перед зеркалом "я педик, я педик, я педик", а второй старается забыться в объятиях влюбленной в него девушки. Один не совсем понимает свои чувства по отношению к другому мальчику (больше обеспокоенному войной в Алжире, нежели какими-то там влюбленными геями), а второй пытается забить влюбленность и восхищение другом ненатуральной бравадой и показным презрением. Их отношения могут и не быть слишком глубокими - скорее, как это и бывает в таком возрасте, это сжигающая сиюминутная страсть, порыв молодого тела и души, но они все воспринимают слишком серьезно - настолько, что один сознательно калечит себе жизнь, а второй делает из этого себе душевную травму. Это главная и основная сюжетная линия, но ей дело не ограничивается: тут и девушка, не верящая в свою сексуальность и пытающаяся забить свое свободное время то работой в партии, то заботой о матери, юноша, начинающий анализировать происходящее в его стране, и очень остро воспринимающий любые новости по телевизору... Персонажей достаточно много, и история каждого из них незаметно сплетаются в единый контекст. Каждого из этих персонажей можно воспринимать как фон для драмы между главными героями, а можно (и даже, я бы сказала, нужно) - как самостоятельные сюжетные линии, не менее важные, чем основная, просто оказавшиеся вне фокуса внимания режиссёра, но тем не менее доведенные до логического завершения. Это не только фильм про гомосексуализм; это, в первую очередь, фильм про молодость - спокойную, неспокойную, отягощенную травмами и переживаниями, гармоничную и радостную... Ведь, в принципе, подобная история могла случиться не только между главными героями, но и вообще между кем угодно, кто боится собственных желаний, полагая их извращенными. Просто гомосексуальность позволяет наиболее ярко проиллюстрировать вот эту юношескую борьбу между желанием и страхом, не ударяясь при этом в натужный социальный пафос.
И, надо признать, Андре Тешине справился с задачей блестяще. В сценарии стреляет каждое ружье, на пользу рассказываемой истории срабатывает каждый символ - почти неуловимо, но всегда - очень точно и к месту. Персонажи замечательны все как один, что застенчивый и искренний Франсуа, что его понимающая и фрустрированная подружка, что дерзкие подростки Серж и Анри... а взрослые, взрослые-то каковы! Пожалуй, единственным минусом фильма можно считать его визуальную нейтральность - но для такой истории не нужно быть красивым фильмом. Нужно быть, в первую очередь, реалистичным и правдивым. А уж обилие крупных и средних планов, плавный пролет камеры вдоль комнат и съемка в тени позволяют этим качествам проявиться, не впадая при этом в ненужный натурализм.
Тем более за такую не раздражающую историю о подростковой любви можно простить недостаточную красочность: не для того фильм снимался.
@темы: Европейское кино, Драмы, 90-е, Мелодрамы, Гомосексуализм, Молодежное кино, 1994, Французское кино