воскресенье, 10 ноября 2013

J’accuse!
Конкретно это киноразмышление на тему знаменитого судебного процесса примечательно тем, что снято оно в те годы, когда вся движня по делу Дрейфуса и происходила. Это 1899 год, точнее, его конец; Реннский процесс проходил чуть ранее, но до окончательного пересмотра и окончательного признания невиновности Дрейфуса пока не шло и речи. И фильм Мельеса - ещё один уголёк в костёр бушевавшего общественного спора, одно из первых художественных кинопроизведений, затрагивавших актуальные политические события, не просто скетч или шарж, а именно осознанная авторская режиссёрская позиция...
Но, увы, в отрыве от контекста времени, "Дело Дрейфуса" не имеет почти никакой художественной ценности: не то чтобы этот фильм плохо снят, нет, просто на фоне всех прочих мельесовских лент она несколько меркнет. Бросается в глаза то, что подобная психологическая драма - несвойственный Жоржу Мельесу (иллюзионисту, фокуснику, создателю причудливых кинофантазий) жанр: вроде бы и неплохо, но ничего выдающегося, особенно на фоне последующих подобных работ Патэ и Гомона. "Дело Дрейфуса" - иллюстрация событий, то есть, по сути, психологический реализм (тут тебе и самоубийство полковника Анри, и переживания Дрейфуса, ропот толпы, почуявшей несправедливость обвинения); но для человека, склоняющегося к развлекательной и зрелищной стороне кино, тут просто негде развернуться...
Так что это, скорее, любопытный документ истории, одно из первых выражений авторского мнения по поводу актуальных политических событий, демонстрация того, на что способен Мельес-психолог, а не Мельес-фокусник... но является ли этот фильм значительным в его фильмографии и вообще - в истории кино? Увы, вряд ли.
Ну, зато тут классные молнии.
@темы:
Авторское кино,
Европейское кино,
Черно-белое кино,
Драмы,
Биография,
1899,
Французское кино