

Человечество подверглось атаке некой инопланетной цивилизации, называющей себя "муриане"; у них голубая кровь, они умеют колдовать (если эти действия можно обозначить подобным глаголом; это не то чтобы магия, но "сверхъестественные способности" звучит более сухо и не совсем подходит сути произведения), и они собираются переустановить мир, создать нечто вроде более совершенной вселенной. Ключом к переустановке мира является гигантский разумный (ну или типа того) робот Ра-Зефон, суть управления которого сводится к тому, что должен родиться некий человек, который затем станет мурианом и сможет слить своё сознание с роботом в одно целое. Таким человеком оказывается обычный японский школьник Камина Аято... или не обычным? Или не оказывается? Почему он видит одну и ту же девушку в желтом платье, кто она вообще такая? И как разобраться в себе в этом полном напряжении мира, если гормоны играют, как симфонический оркестр, и ты просто-напросто хочешь жить?...
Главная проблема "Ра-Зефона" заключается в том, что существует "Евангелион". Оба тайтла говорят о разном - и в то же время об одном и том же. Это подростковый мир и видение окружающей вселенной глазами подростка, боящегося взрослеть, это целое переплетение смыслов и подтекстов - тут тебе и каббала, и юнгианство, и фрейдизм, и постмодернистское соединение символов различных культур... Но вместе с тем "Ра-Зефон" приходит к радикально иным выводам, чем "Евангелион": переустановка мира нужна, так как без неё невозможно развитие. Это не то чтобы что-то кардинально иное, не то чтобы апокалипсис, но этакий своеобразный уроборос: без конца невозможно начало, и, чтобы перейти на следующий этап, надо закончить с этим. Конечно, он так или иначе будет напоминать о себе, но это не кармическая цикличность явлений, предлагаемая японской культурой как единственный возможный вариант событий - это, ну... как музыка. Ведь невозможно бесконечно наигрывать одну и ту же повторяющуюся мелодию, как это делает одна из героинь, не так ли?
И именно музыка лежит в основе "Ра-Зефона": его сюжета, идеи, символики, в конце концов. Конечно, многие говорят о "Ра-Зефоне" в первую очередь как о символистской истории об отношениях, и это безусловно так: другое дело, что этим не ограничивается - не одними лишь завуалированными отношенческими и психологическими проблемами Аято полон сериал. Он ещё немного и о столкновении разных культур: и хоть прямыми словами музыка не превозносится над живописью, всё равно Аято смог стать полноценным Ра-Зефоном лишь перестав рисовать (чем и закрыл несколько из своих гештальтов). Магуйские машины активируются криком, песней, нотой - движением голоса; и именно эти машины и должны переустановить вселенную. Концепция довольно спорная, но не безынтересная: собственно, "Ра-Зефон" - одно из тех аниме, говоря о котором нельзя быть уверенным ни в чём. И, возможно, те, кто называют его безликим клоном "Евы" или претенциозной поделкой, будут правы - как известно, самые очевидные вещи обычно ещё и самые правильные...
Но после последней серии всё равно отчего-то хотелось курить, думать о мире и слушать бесподобную музыку из сериала, созданную не менее бесподобными Хасимото Итико Ёко Канно. А это что-то да значит; многие аниме переусердствуют с философией и символизмом, но редко после которых хочется думать по-настоящему.
@темы: Меха, Драмы, Боевики, Космос, 00-е, Приключения, Мелодрамы, Фантастика, Авангардное кино, Японская мультипликация, 2002