

Как ни странно, сложнее всего писать именно о тех вещах, которые вызвали больше всего размышлений.
Я уже писала ранее, что гомосексуальная мелодрама - это уже почти что жанр: со своими канонами, штампами, эксплуатационными приёмами, проблематикой, в конце концов. Пока - пока! - она находится на несколько неразработанном уровне, и количество возможных сюжетов и конфликтов у такой мелодрамы мало. Ну например: всегда - конфликт с обществом, с семьёй, принятием собственной ориентации... и всё. Конечно, все эти три конфликта можно раскрыть по-разному, однако же факт налицо.
Но случай с "Потерянными и безумными" несколько иной, нежели обычно, потому что этот фильм говорит совсем не о любви. Это парадоксально, да, но то, что там показано — это не любовь. Это невозможная, болезненная привязанность, которая так в итоге и не смогла вынести разделения единого целого, которое таковым не было — как Тори до конца фильма не знала Полли, так и она её тоже совсем не знала, и цеплялась за выстроенный в голове образ «Тори хорошая, и мы будем вместе навсегда». Это не любовь, и это даже не романтично — это жутко. Но жутко своей реалистичностью - ведь сколько точно таких же девчонок влюбляются в своих подружек? В жизни, по интернету? Уж явно не одна и не две.
И в связи с этим немного жутковата массовая привязанность зрительниц к Полли. То есть её, конечно, можно понять, и ей можно сострадать — это действительно страшно, очень страшно и очень больно переживать двойное предательство, но то, как в итоге себя ведёт Полли... это позиция брошенного ребёнка. Не любящего человека — ребёнка, которого оставили одного, и он цепляется вообще за всё, за что может зацепиться и почувствовать себя защищенным — не потому, что у него нет другого смысла жизни, а потому что у него нет сил это видеть. Это всё понятно, да, и оттого жутко и пробирающе, но… знаете, как любой ребёнок, Полли склонна к театрализации, излишнему надрыву и детскому пафосу — особенно это видно в любой сцене, где она читает Тори стихи на глазах у публики. Казалось бы, любишь, ну отпусти её, раз любишь, не порть жизнь ни ей, ни себе, ну зачем так делать… А момент с дуэлью красноречив особенно — и я искренне сочувствую парню Тори, который вообще не был в курсе всей этой ситуации: он просто пошёл защищать свою девушку от чокнутой бабы. И самоубийство… Многие считают, что это единственный выход, и т. д., и т. п., но, скорее, наоборот. Это нежелание искать иной выход из ситуации и как-то адаптироваться к миру со своей болью.
Впрочем, это не оправдание поведение Тори. То, что демонстрирует она - это тоже поведение ребёнка, но уже совершенно иного типа: это ребёнок, боящийся наказания и выпадения из коллектива. То есть, он вроде и готов идти против общества, но ровно до того момента, пока общество считает его поведение милым ребячеством. Нежелание брать на себя ответственность, неумение сказать "нет", отсутствие такта... Да уж, на фоне такой "вечной любви" любая Полли покажется идеалом преданности.
А главгероиня… в итоге сочувствуешь именно ей. Несчастная девочка вновь попала в ситуацию развода — когда «родители» делят между собой «ребёнка». Таким ребёнком выступает и главная героиня — как она мечется между Полли и Тори, мучается за них, пытается как-то склеить собой эту ситуацию - и в итоге оказывается взрослее своих "родителей". И, в отличии от Тори, самоубийство Полли её наоборот освободило, но душевный откат её должен быть невероятным: она ведь не простой наблюдатель в этой ситуации, она ведь являлась поначалу гарантом счастья этих девочек отчасти, их талисманом… а тут…
А если говорить не о сюжете — фильм был бы совсем замечательным, не будь он снят в стиле фильмов телеканала «Культура». Нет, никаких претензий к местности и краскам — они удивительно гармонично смотрится, и эротические сцены тоже хороши, и конечный кадр с ястребом… но, черт возьми, когда диалоги выглядят тупой сменой крупных планов — это не признак профессионализма, скажем прямо.
Зато актерская игра — вне всяких похвал. Есть вероятность, что Полли народом любима не только за свой характер, в котором девочка-подросток может усмотреть и саму себя, но и за то, как потрясающе её сыграла Пайпер Перабо. Пожалуй, на данный момент это лучшая её роль.
@темы: Драмы, Школа, 00-е, Гомосексуализм, 2001