
Колен - счастливый холостяк и изобретатель. Он живёт в странном мире, созданном, сразу видно, французским писателем - море солнечного света, творчества, джаза, футуристических механизмов, философов, специфических людей и облагораживающего душу алкоголя. Колен встречает на танцах девушку, да такую славную, что он просто не мог не влюбиться в неё. Они танцуют, летают по городу на облачках, разговаривают, женятся, взмывают в воздух и, кажется, абсолютно счастливы. Но странный недуг поражает Хлою: из неё растут цветы - прекрасные водяные лилии, высасывающие из бедной девушки все жизненные соки, и, чтобы вылечить её, Колену требуется приложить немалые усилия...
Увы, мне не приходилось читать роман, чьей экранизацией является этот фильм. Впрочем, как ни странно, в данном случае это не обязательно - "Пена дней" Мишеля Гондри достаточно подробно следует за культовым романом Виана, и, если вы имеете хоть какое-то представление об этом писателе и его творчестве (музыкальном или литературном), то у вас получится оценить режиссёрский замысел: это невероятно сложная задача - визуализировать не экранизуемый текст, и Гондри это удалось. Насколько получилось передать дух самого романа... тут, увы, не могу ничего сказать; но отмечу, что именно этот фильм пробудил во мне интерес к литературному творчеству Виана, а не только к его музыке...
Я ничего не сказала о "Пене дней" как о кинематографическом произведении, но, к сожалению, без знания контекста книги это невозможно: очень сильно ощущается то, как режиссёр (а так же операторы, художники по костюмам, декораторы, монтажеры, актёры и даже художники по свету) дискутируют с автором романа, как они интерпретируют или воплощают буквально сами идеи Бориса Виана, а не только созданные его воображением причудливые образы... Это фильм, очень завязанный на контексте книги: получить удовольствие, не знакомясь с первоисточником, можно, и даже громадное, но, в любом случае, при должных знаниях это удовольствие будет куда полнее. Можно искренне насладиться актёрской игрой, постепенной сменой атмосферы фильма, пережить душераздирающий катарсис в конце, задуматься над поставленными вопросами, восхититься креативностью этого странного, одновременно волшебного и мрачноватого мира - и как же удивительно точно Мишелю Гондри удалось передать ту специфическую атмосферу литературы Франции 1947 года, когда вновь стал править бал абсурд! Пусть и помноженный на сартровскую философию экзистенциальности, но абсурд, чистейший в своём роде! Что, впрочем, и неудивительно, ведь это жанр, пероначально рожденный людьми, прошедшими Первую мировую войну, и естественно, что он возродился после Второй...
Но, в любом случае, надо знакомиться с первоисточником; благо, фильм сам по себе настолько хорош, что подогревает это желание.
Да, получилось, скорее, эссе о собственной безграмотности, а не рецензия на экранизацию, но "Пена дней" настолько завораживающе-очаровательно-французское произведение, что хочется продлить себе удовольствие знакомством с первоисточником: этим не всякая картина может похвастаться.
@темы: Авторское кино, Европейское кино, 2013, Драмы, Мелодрамы, Фантастика, Что идёт в кинотеатрах, Современное кино, Экранизации, Французское кино